Экспонаты с разной степенью полноты отражают основные европейские художественные школы и стили изобразительного искусства 17 – 19 вв. Искусство Италии, Голландии, Фландрии и Германии представлено наиболее развернуто, искусство Англии - единственной картиной неизвестного художника школы Доу «Глоток пива» (1853 г.). Отдельный ряд составляют произведения, в настоящее время не отнесенные ни к одной из школ и требующие дальнейшего исследования. Развитие школ и направлений отображено в многочисленных пейзажах, жанровых сценах на бытовые темы и мифологические, библейские и религиозные сюжеты.
Выдающимся центром искусства является Италия. К середине 17-го столетия относится картина неизвестного флорентийского художника «Суд Соломона», созданная в традиционной трактовке ветхозаветного сюжета, ставшего в христианской теологии прообразом Страшного Суда и символом справедливости. На известный библейский сюжет написана «Саломея с головой Иоанна Крестителя» - копия с картины исторического живописца болонской школы Гвидо Рени (1575-1662). В её основе - распространенная версия из Нового Завета о казни Пророка Иоанна Крестителя. Правитель Иудеи Ирод Антипа дал Саломее обещание выполнить любое ее желание за прекрасно исполненный танец. Девушка по совету своей матери Иродиады пожелала голову Пророка. Насыщенный колорит, ярко выраженные световые контрасты, драматизм свидетельствуют о зародившемся в Италии стиле барокко (1600-1730/50). Небесной чистотой и возвышенной печалью пронизан образ «Мадонны», написанный в лучших традициях Высокого Возрождения. Образ Девы Марии предположительно является копией, созданной неизвестным художником 18 в. с оригинала Карло Маратта (1625-1713) – портретиста академического направления римской школы, писавшего алтарные полотна для церквей. Христианские смыслы, скрытые во множестве символов, прочитываются в «Натюрморте с ветчиной» неизвестного живописца 18 в.
Италия являлась меккой для художников разных стран. Неслучайно к итальянской школе живописи относят творчество многих иностранцев. Например, фламандского живописца Яна Миля (1599-1664), писавшего бамбочады - бытовые сцены из жизни итальянского люда, считавшиеся низким жанром в европейской живописи 17 – 18 вв.
Разнообразно в итальянском искусстве представлен пейзажный жанр. Модной в 18 в. была ведута (ит. veduta, «вид») – изображение города и знаменитых памятников архитектуры с наиболее выгодной точки обзора. Особенное развитие этот жанр получил в Венеции, о чем наглядно свидетельствуют венецианские виды. «Пейзаж с гаванью» неизвестного неаполитанского художника круга Леонардо Коккоранте (1680-1750) – выразительный пример каприччио (ит. capriccio, «каприз») – популярного в 17 – 18 вв. архитектурного пейзажа-фантазии, включающего в себя вымышленные античные сооружения, в основном руины, нередко «оживленные» стаффажем (фигурками людей и животных).
Пик популярности каприччио в живописи пришелся на середину 18 в. и совпал с появлением стиля рококо (1720-1780), возникшего в Париже под влиянием величественного придворного барокко Людовика XIV. Искусству рококо присущи плавность линий, мягкий колорит, декоративность, изображение галантных сцен. Работа «Амуры (Аллегория музыки)» принадлежит кисти Франсуа Буше (1703-1770), одному из самых известных французских мастеров рококо, создавшего чувственные картины на беззаботные сюжеты.
Французскую школу живописи представляют: копия 18 в. с картины «Мучения святого Лаврентия» Эсташа Лесюэра (1616-1655) - основателя французской школы живописи, называемого «французским Рафаэлем»; полотно неизвестного художника 18 в. «Сусанна и старцы»; копия 19 в. с картины исторического живописца Жана Жувене (1644-1717) «Снятие с креста» (1697 г.), написанной для церкви монастыря капуцинок и считающейся одной из лучших в творчестве художника. Работа Э. Лесюэра создана на сюжет мученической смерти Святого Лаврентия (225-258), заживо сожженного на решетке с горящими углями, и отображает тему утверждения христианства во времена римской империи. «Сусанна и старцы» написана на популярный сюжет, взятый из Книги Пророка Даниила. Изображена сцена соблазнения двумя стариками готовящейся к купанию молодой женщины, жены богатого жителя Вавилона.
Картину «Придворная пирушка» неизвестного художника 17 в. одни исследователи относят к французской, другие – к нидерландской школе живописи. Многофигурная, со сложными ракурсами композиция отображает шумное застолье. Неравномерное освещение, создающее чередование ярко высвеченных и затемненных частей интерьера, придает картине особенный эффект. Изображение носит нравоучительный оттенок, что позволяет некоторым исследователям предположить, что в основу содержания положен пир вавилонского царевича Валтасара.
В 17 в. нидерландское искусство разделилось на две школы – фламандскую и голландскую – в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции (1568-1648) на две части: католическую Фландрию (южная часть, оставшаяся под властью Испании) и протестантскую Голландию (семь северных провинций, освободившихся от испанского владычества).
17 век принято называть Золотым веком Голландии. Обретение политической и религиозной независимости, экономическое процветание страны, новое мироощущение голландского народа наиболее ярко выразилось в живописи. Небольшого размера картины стали пользоваться большим спросом. Ими украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома, они являлись предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев. Ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим», - бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Голландских художников с их интересом к камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни, тщательно выписанным на небольших холстах, называют «малые голландцы». На выставке представлен ряд произведений малых голландцев, в которых видны общие черты стиля. Это работы неизвестных художников – последователя Филиппа Ваувермана «Воин, ведущий коня», «В кухне», «Рыбачья пристань», «Стадо с пастухами у реки», копия с картины «Сцена в кабачке» Яна Стена (1650-1655), «Пейзаж со стадом» Николаса Берхема (1621/22-1698).
Во Фландрии 17 в. наряду с парадным придворным и религиозным искусством развивался бытовой жанр и сельский пейзаж, часто сочетающийся с анималистическим жанром. Фламандскую школу представляют работы: «Пейзаж с ветряной мельницей» неизвестного художника круга Яна Брейгеля Старшего (1568-1625), мифологическая сцена «Аргус, Меркурий и Ио в виде белой коровы» (1662 г.) Леруа, «Пейзаж с отдыхающими крестьянами» Гиллиса Нейтса (1623-1687), «Святое семейство» неизвестного художника 18 в. В фламандском стиле выполнены картины 19 в.: «Стадо» Августа Моррена и копия с картины неизвестного живописца «Пастух со стадом», написанной в подражание популярному бельгийскому художнику Давиду Тенирсу Младшему (1610-1690), любившему создавать декоративные по цвету мелкофигурные композиции на тему деревенской жизни, эстетизируя обыденность и создавая атмосферу радости и беззаботности. Живописные творения, поэтизирующие простую, мирную сельскую жизнь называли пасторали (фр. pastorale, «пастушеский, сельский»), они были особенно популярны в 18 в. Образцами пасторалей являются картины неизвестных фламандских художников «Хоровод» и «Сатиры и нимфы».
Черты пасторального жанра прослеживаются в картинах немецких живописцев Йегера и Освальда Ахенбаха (1827-1905), основателя Дюссельдорфской академии художеств. Руины, мирно бредущий скот, фигуры неспешно идущих людей в работе Ахенбаха «Пейзаж с замком» создают атмосферу умиротворенности, а мягкий зелено-красный колорит придают произведению романтический флёр. В духе немецкого романтизма написаны картины: «Горное озеро» крупнейшего саксонского живописца Христиана Вильгельма Дитриха (1712-1774); «Свадьба (Городок в Германии)» Людвига Рихтера (1803-1884), одного из самых популярных художников Германии; «Гористый пейзаж с рекой» неизвестного художника. Немецкая школа живописи представлена парадным портретом принца голштейн-готторпского Карла Питера Ульриха кисти известного придворного живописца Бальтазара Деннера (1685-1749), запечатлевшего будущего российского императора Петра III в двенадцатилетнем возрасте, и настенным панно с воспроизведением картины «Весталка» Ангелики Кауфман (1741-1807), известной немецкой художницы, представительницы неоклассицизма. «Охотник» Й. Маннерта - пример реализма в жанровом немецком изобразительном искусстве. В картине сочетаются точность в изображении деталей и подлинность в передаче чувств.
Завершают экспозицию работы 19 в., авторов которых пока не удалось установить: «Натюрморт с земляникой», «Корабли на рейде», «Осенний пейзаж», «Путто с книгой», «Женский портрет».
Куратор - Галина Солнцева
|