«Родилась во мне охота к малеванию масляными красками. Никогда я еще не малевал оными: а тогда вздумалось учинить тому опыт и срисовал с самого себя портрет на холсте», - фрагмент цитаты из дневника тульского дворянина Андрея Болотова, записанной им осенью 1763 года, не случайно вынесен в название выставки. Многие самодеятельные художники пришли в искусство в зрелом возрасте, иногда, как Надежда Спирина (р. 1957), действительно внезапно – после личных потрясений. Другие всю жизнь вынашивали в себе интерес к художественному самовыражению, но только освободившись от повседневных забот, трудовых будней посвятили время себе и своему творчеству. И оказалось, что мировоззрение и художественный почерк уже сформировались, лишь ожидали своего воплощения, как у Павла Леонова, Германа Блинова и Сергея Волкова.
Наивное искусство всегда существовало в художественной практике разных стран. В России, особенно в последние десятилетия, оно получило эстетическое признание. Долгое время доминировало мнение о некоей его «второстепенности». При этом часто упускалось из виду, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Сегодня наивное искусство справедливо называют третьей культурой по отношению к высокой и массовой культурам, а занятие им – второй жизнью. Это искусство - живое, неиссякаемое творчество народа, уходящее корнями в глубину веков. Творческий поиск людей одаренных, но не имеющих специального образования. Часто автор по образу жизни, образованию, отдаленности от художественной среды является самодеятельным художником, но по уровню мышления, философичности образов, накалу страстей, содержательности приближается к художнику «настоящему».
В экспозиции равно «звучат» голоса всех художников, с их особыми интонациями.
Самый титулованный на сегодняшний день – Павел Петрович Леонов (1920-2011). Его картины хранятся в галереях Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Польши. В 1994 году имя П.П. Леонова было внесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Он был удостоен Гран-при на международной выставке «Insita-1997» в Братиславе (Словакия) и на Интернациональном конкурсе наивного искусства «Gallerie pro art Kasper» в Морже (Швейцария, 2000). Первые шаги в живописи он делал еще в 1950-е годы на Камчатке. В 1960- е участвовал в работе Заочного народного университета искусств (ЗНУИ), где его учителем был М.А. Рогинский. Но по-настоящему активный период творчества начался для Леонова уже в зрелом возрасте, после переезда в д. Меховицы Савинского района. Особенно плодотворно он работал 1990-2000-е годы, обратив на себя пристальное внимание коллекционеров.
При наличии самых простых, даже бросовых материалов Леонов создавал удивительные «ковровые» живописные панно, состоящие из комплекса дискретных пространственных элементов. Его картины часто построены наподобие кинематографической ленты – многосюжетные композиции расположены на разных уровнях одного холста, снабжены комментариями на манер лубка. Все полотна отличает постоянно повторяющийся орнамент, например, силуэты летящих птиц, ставшие символами вечного странствия художника, его подсознательного стремления к лучшей жизни в противовес тяготам жизни реальной. Не случайно и сюжеты работ Леонова в большинстве случаев носят мажорный характер, с гуляниями, пением, кипением жизни.
Столь же яркий и самобытный - ярославский художник Герман Владимирович Блинов (р. 1939). В1970-е он окончил трехгодичные курсы в изостудии при Дворце моторостроителей в Ярославле. Решающую роль в творческой жизни Блинова сыграла поездка в Ленинград в 1977 году, где он занимался в частной изостудии и рисовальных классах, на факультете усовершенствования учителей при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Шедевры искусства из сокровищниц ленинградских музеев вдохновили начинающего художника и явились для него примером служения добру и красоте.
Его настольные книги - Священное Писание, произведения классиков литературы (особенно А.С. Пушкина), труды русских философов - стали главным источником художественных образов.
Творчество Г.В. Блинова отличается жанрово-тематическим разнообразием. Он создает не только пейзажи, натюрморты, портреты, анималистические и жанровые картины, но и работы фантазийного характера. Художника привлекают и античность, и жизнь Древней Руси, но особенно библейские темы, позволяющие мастеру обращаться к вечным идеям добра и зла, жертвенности, благородства. «У Блинова историческое прошлое и день сегодняшний - в едином времени и пространстве; все сущее - частица вечности».
Основу живописных работ художника из Гаврило-Посадского района Сергея Васильевича Волкова (1905-1997) составляют пейзажи и натюрморты с тщательной прорисовкой деталей антуража при условном изображении фигур. Участник ВОВ, всю жизнь занимавшийся физическим трудом, в 60 лет С.В. Волков обратился к живописи. Большинство его картин посвящено родине, воспоминаниям о войне и теме одинокой старости. Манера Сергея Волкова - сияющий и мерцающий свет, условные, будто в дымке, фигуры, визуально напоминающие киноработы Андрея Тарковского (полотно «За околицей» кажется прямой отсылкой к сцене из «Зеркала», хотя и написано за 6 лет до появления последнего на экранах). Застывшие, и в то же время будто медленно движущиеся, сюжеты Сергея Волкова завораживают, останавливают внимание и заставляют вглядываться, силясь рассмотреть ушедшее. Магия его картин - в одушевлении запечатленных мгновений, в воскрешении погибшей, насыщенной красоты.
Незаслуженно мало изучены и редко экспонируются на выставках работы ивановских художников Эдуарда Ивановича Комлева (1927-1994) и Бориса Ивановича Смирнова (1932-2015). Выпускник отделения живописи Народного университета культуры в Москве, лауреат всесоюзных фестивалей народного творчества Э.И. Комлев много путешествовал по стране, но в живописи оставался верен родному краю, всегда с особым удовольствием писал среднерусский пейзаж.
Б.И. Смирнов был «открыт» для зрителя Художественным музеем в 1987 году, - его первая выставка в стенах музея стала сенсацией. К сожалению, после нескольких выставок в 1990-е, в 2000-х художник оказался в забвении. Между тем, в свое время его творчество в местной художественной среде получило весьма высокую оценку. Смирнова сравнивали с Э. Мунком, находя общность в том, что оба художника пишут не натуру, а четко сложившуюся идею. Стиль его творчества характеризовали как сочетание черт символизма, экспрессионизма и, в своем роде, реализма. Несмотря на фактическое отсутствие какого-либо профильного образования, живопись и графику Смирнова трудно назвать любительской. Испытав влияние Мунка, Сикейроса, Врубеля, Чюрлёниса, он не стал подражателем и сохранил индивидуальность. Его мрачный, сюрреалистический мир одновременно отталкивает и завораживает, затягивая в темные глубины подсознания.
«Русский характер» лучше всего живописуют в экспозиции полотна Ивана Григорьевича Уруева (1917-2007). Человек необычной судьбы, И.Г. Уруев был родом из бедной семьи и получил лишь начальное образование, но с детства испытывал тягу к художественному и поэтическому творчеству. В колхозе Юрьевецкого района ему довелось поработать и пастухом, и шофёром, и сплавщиком, а с 1975 года – удивительный поворот! – он стал директором художественной галереи при Входо-Иерусалимском соборе Юрьевца.
Небольшой фрагмент экспозиции составляют рисунки Александра Павловича Лобанова (1924-2003) - глухонемого художника-примитивиста, одного из самых известных и масштабных представителей классического ар-брют в России. Художник, который более 50-ти лет провел в психиатрической лечебнице, оставил после себя уникальное наследие: записки, рисунки, фотоколлажи.
Тематический диапазон картин, представленных на выставке, очень широк. Здесь нет единой темы, но мгновенно привлекает внимание личность каждого художника –самостоятельная и узнаваемая. Самобытность авторов ошеломляет. В то же время вопросы жизни и смерти, вера и мифотворчество, темы детства, расцвета и увядания одинаково волнуют и объединяют всех художников, дарующих зрителю гармонию восприятия. У большинства работ в экспозиции есть выставочная биография, но в таком соединении они представлены впервые.
Куратор - Виктория Солнцева
|