Работа, представленные в экспозиции, иллюстрируют начало оформления особого живописного стиля Морозова, позволившего исследователям творчества мастера называть его «русским барбизонцем». Действительно, сам Александр Иванович часто говорил о том влиянии, которое оказали на него работы французских художников, выставлявшиеся в годы его молодости в Музее нового западного искусства в Москве (1923-1948 гг.). Сами же участники барбизонской школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи, Ж.Милле и др.) одним из источников своего творческого метода считали пейзажи английского живописца Джона Костебла (1776-1837).
А.И. Морозов также высоко ценил творчество этого художника, хотя знакомство с его работами, в отличие от барбизонцев, не было «личным»: в России, В ГМИИ имени А.С. Пушкина хранится всего один подлинник живописи Констебла – «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов». Скорее всего, Александр Иванович мог видеть репродукции работ английского пейзажиста. Тем не менее, впечатление от них было,очевидно, настолько сильным, что в конце 1950-х годов он пишет небольшую работу «По мотивам Констебла», ставшую заглавной в открывающейся выставке.
Мотивы Констебла, его отношение к выбору сюжета, переживание оттенков настроения природы были очень понятны и настолько глубоко лично близки Морозову, что внимательный зритель безусловно почувствует их в представленных на выставке работах.
|