Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Среди произведений прикладного искусства мусульманских стран в коллекции преобладают изделия персидских и среднеазиатских ремесленников – мастеров по обработке металла.
Украшенные арабесковым орнаментом бронзовые и медные узбекские кувшины, сосуды для омовения, котлы, самовары, чайники изготовлены в Бухаре, Хиве, Коканде, Карши, Шахрисабзе, Самарканде. На многих сосудах – благопожелательные надписи, выдержки из Корана, даты создания, имена мастеров или владельцев посуды.
Интересным образцом ремесленного производства является подкрашенный цветными мастиками и инкрустированный бирюзой прибор для омовения, состоящий из кувшина-афтобы и тазика-дастшуй, на ручке которого выгравирована дата (1888 год с учетом мусульманского летосчисления) и надпись: «из работ уважаемого гравировщика».
Средняя Азия. Карши или Шахрисябз. 1888Афтоба и дастшуй (кувшин и тазик для омовения). |
Наложенный исламом запрет на изображение живых существ не столь строго соблюдался в позднем искусстве Персии, носившем вполне светский характер. В отличие от среднеазиатских, персидские кувшины и вазы более утонченных, изящных и вытянутых пропорций. Характерные мотивы декора – охота, гон и борьба зверей, галантные сцены и придворные пирушки с участием музыкантов и танцовщиц, композиции по мотивам иранской поэзии.
В Исфахане, крупнейшем центре по производству оружия и бытовых изделий из металла, изготовлены несколько стальных скульптур, изображающих птиц и животных. Их отличает четкая, предельно лаконичная форма. Возможно, эти полые фигуры выполняли в помещениях роль ароматниц.
Персия, Исфахан. XIX в.Чайка. |
Основная часть коллекции ювелирных украшений из серебра выполнена в среднеазиатском регионе, на Кавказе и мусульманском Поволжье. Это ножные и ручные браслеты, перстни, височные подвески, серьги, массивные мужские пряжки к поясам, филигранные татарские накосники («чулпа»). Изделия в форме полумесяца, индийской пальметты, плодов миндаля декорированы павлиньими перьями, перламутром, красно-коричневыми сердоликами, россыпями кораллов, мелкого жемчуга и бирюзы.
Из традиционных предметов культа и быта можно отметить небольшие коллекции кешкулей (сумки странствующих монахов-дервишей), подставки для Корана («лавх»), инкрустированные верблюжьей костью футляры для зеркал, пеналы («калямданы») для хранения письменных принадлежностей, табакерки для насвая («насковок») из специально выращенных тыкв.
Средняя Азия. Вторая половина XIX в.Кешкуль (сосуд для подаяний, «сумка дервиша»). |
Раритеты восточной коллекции – четыре портрета персидских шахов сефевидской и каджарской династий (XVIII – XIX вв.). В 1990-е годы картины были реставрированы в ТОО «Кострома-реставрация». В 2009 году перевод надписей с холстов с датировками, именами авторов и портретируемых были сделаны научным сотрудником Государственного Эрмитажа, ведущим специалистом по иранской живописи А.Т. Адамовой. Она подтвердила версию ИОХМ, что портреты выполнены во второй половине XIX века, а в качестве образцов художник (или художники) использовал более ранние изображения.