Коллекции
Памятники культуры и искусства Древнего Рима
История развития древнеримской культуры представлена в собрании предметами утилитарного назначения и произведениями искусства с I в. до н.э. по IV в. н.э.
К времени правления первого римского императора Августа (I в. до н.э. - I в. н.э.) принадлежат керамические предметы домашнего обихода, среди которых выделяется высококачественная краснолаковая посуда яркого оранжево-красного цвета, изготовленная на острове Самос: чаша, тарелка, лагинос и др.
Разнообразно представлен в собрании круг ремесленных изделий, созданных в различных уголках римской империи на протяжении первых четырех веков новой эры. Обращают на себя внимание такие предметы из глины, как маски, статуэтки демонов, детские погремушки. Отдельную группу составляют разного типа светильники, выполненные из глины и бронзы. Заслуживает интереса набор стеклянных изделий Восточного Средиземноморья I- IV вв. н.э.: унгвентарии, бутылки, кувшины, стаканы и пр. Особо можно отметить костяные коробочки – пиксиды; сохранившие следы раскраски разнообразные гипсовые заготовки для украшения деревянных саркофагов и коллекцию бронзовых зеркал, наиболее интересными из которых являются два скифских зеркала в «зверином» стиле.
Рим. Помпеи. I в. н.э.Петух Мозаика. 45.5х33 |
Музейной редкостью являются полихромные римские мозаики I в. н.э. «Петух» и «Горгона Медуза». Мозаичная плита для пола «Петух» была создана во времена династии Флавиев (69 – 96 гг. н.э.) и являлась украшением богатого помпейского дома. Сюжет с изображением петуха – атрибутом бога войны Ареса был очень распространен в римском искусстве. Используя незначительное количество оттенков цвета, неизвестному мозаичисту удалось создать весьма живописный и реалистичный образ птицы. Мозаика с изображением головы мифической женщины-чудовища горгоны Медузы отличается пастельным колоритом, мягким решением и психологической характеристикой образа. Лицо Медузы, лишенное в мозаичной интерпретации присущей горгонам устрашающей гримасы, нередко вызывает сомнение в датировке этого произведения. Напряженный, пристальный взгляд героини, вполне отражающий мифологический тезис о том, что взоры горгон превращали смотрящих на них в камень, позволяет видеть в мозаике предвестника римского психологического портрета и поставить ее в один временной ряд с мозаикой «Петух». |
Гордость музейного собрания - скульптурный портрет «Фаустины II» - жены римского императора Марка Аврелия, выполненный из мрамора неизвестным мастером в III в. н.э. В портрете Фаустины II ярко просматривается реалистичное решение образа, сочетающее передачу портретного сходства и углубленного психологизма. В созданном римским скульптором женском облике сквозь моду и веяния своего времени просматривается устойчивость эллинистической пластической традиции. |
|
Рим. III в. н.э.Неизвестный мастер Портрет Фаустины II Мрамор |
|
Интересно представлены предметы погребального культа первых веков новой эры: украшенные рельефными изображениями римские пеплохранительница Марка Патриция Фирмана и детский саркофаг, выполненные из мрамора.
Заслуживают внимания глиняные трубы – части античного акведука, ставшего одним из инженерных открытий римского времени.
Рим. II-III вв. н.э.Урна воина VI когорты Марка Патриция Фирмана Мрамор. 46.5х31х27.5 |