• МУЗЕЙ
  • ПРОЕКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИИ
  • ЭКСПОЗИЦИЯ
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
  • ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • Афиша
  • История музея
  • Экспозиция
  • Деятельность музея
  • Издания и публикации
  • Музей детям
  • Культурный дневник школьника
  • Контакты

Анонс выставок

В музее


Филиалы


ДОМ-МУЗЕЙ
Бориса Ивановича Пророкова
МУЗЕЙ
Александра Ивановича Морозова

Архив новостей  2025 г.


Январь
Апрель
Июль
Октябрь
Февраль
Май
Август
Ноябрь
Март
Июнь
Сентябрь
Декабрь

Экспозиция

Древняя Греция, Рим.12-зал.

В античной части экспозиции (лат. Antiguus – «древний»), относящейся к истории и культуре древних греков и римлян, представлены чернолаковые вазы и посуда для повседневного пользования, светильники, терракоты декоративного назначения, различные изделия из металла и других материалов, изготовленные в разных областях Средиземноморья и Причерноморья с VI в. до н.э. и до конца античной истории – IV в. н.э.

Экспонаты греческого раздела выставки могут быть отнесены к следующим периодам греческого искусства: Архаический период – VII – VI вв. до н.э.; Классика – период расцвета греческих городов-государств – V – ? IV вв. до н.э.; Эллинистический период – кон. IV – I вв. до н.э.
Греческая расписная керамика, составляющая специфическую и наиболее массовую отрасль античного искусства, представлена сосудами различных форм и типов. В экспозиции можно видеть: амфоры – сосуды для вина и масла, с двумя ручками; килики, канфары и кубки – чаши, из которых пили вино; аски, лекифы, флаконы - сосуды для благовоний и душистых масел, гутт – сосуд для кормления младенцев и пр. Шедевром в греческом разделе архаического периода является расписная ойнохоя – застольный кувшин (1-ая треть VI в. до н.э.).

Среди изделий различных центров совершенством композиции, выразительностью рисунка, всегда отвечающего форме сосуда, умело найденными соотношениями цвета, выделяются аттические (Афины) расписные и чернолаковые сосуды, а также многочисленные фрагменты расписных ваз. В экспозиции представлены два фрагмента чернофигурных сосудов VI в. до н.э. с изображениями на сюжет мифа о Дионисе – боге растительности, виноградарства и виноделия.

Аттическая культура эпохи эллинизма объединяет все Средиземноморье и Причерноморье. В экспозиции представлена посуда, изготовленная в городах Малой Азии, значительно уступающая аттическим образцам по форме и окраске: глубокий черный лак сменяется серым, темно-коричневым, различных оттенков красным; немногочисленные орнаменты нанесены жидкой глиной и краской на поверхность лака; детали процарапаны.

Греция. Коринф. VI в. до н.э.

Ойнохоя с крышкой
Глина, лак. 19.5х15х16.2

Круг мастера грифонов. Аттика. 370-360 гг. до н.э.

Пелика краснофигурная 'Борьба аримаспа с грифонами'.  Глина, лак, краска, позолота. 29х18.9х13.1

Наиболее интересными образцами рельефной эллинистической посуды в собрании музея являются чаша с квадригами (Кален, Италия. III в. до н.э.) с четырехкратным повторением квадриги с всадниками и «мегарская чаша» (II-I вв. до н.э.), изготовленная на одном из островов Эгейского моря.

Современность располагает единичными экземплярами подлинников греческой монументальной скульптуры: большинство произведений греческих ваятелей погибло еще в древности. Эллинистические статуэтки из слабо обожженной глины (по-итальянски - терракота), опускавшиеся в могилы, а также предназначавшиеся для украшения домов или служившие дарами богам, являются драгоценными оригиналами. Небольшие по размеру, полные грации и изящества, они изображают богов, крылатых Эротов, женщин в длинных хитонах и плащах, с модными прическами, в головных уборах того времени, актеров и т.д. Большинство из экспонируемых терракот выполнено боспорскими мастерами.
Завершают греческий раздел выставки надгробные памятники периода эллинизма.

Италия, Калена. III в. до н.э.

Чаша с квадригами
Глина. 2.7х19.1

Римское искусство – последний этап в развитии античной художественной культуры. Предметы, представленные в этом разделе экспозиции, относятся ко времени с I в. до н.э. по IV в. н.э. и соответствуют следующим периодам древнеримского искусства: Период республики – кон. VI – кон. I вв. до н.э.; Период империи (мировая рабовладельческая держава) - кон. I в. до н.э. – 476 г. н.э.

Рим. Помпеи. I в. н.э.

Петух
Мозаика. 45.5х33

Рим. III в. н.э.

Неизвестный мастер
Портрет Фаустины II

Мрамор

Мозаики «Петух» (создана во времена династии Флавиев 69 -96 гг. н.э.) и «Горгона Медуза» – гордость музейной коллекции, редкие образцы римских полихромных мозаик. Тонкое чувство меры свойственно неизвестным мозаичистам. Пользуясь незначительным количеством оттенков цвета, художникам удалось добиться высокой живописности их звучания.
Одним из высших достижений искусства Древнего Рима является скульптурный портрет. Римские мастера точно фиксировали внешнее сходство, возрастные и этнические особенности, характер своих моделей. В III веке н.э. наблюдается последняя вспышка реализма в скульптурном портрете. Замечательное произведение этого периода - мраморный портрет Фаустины II, выполненный неизвестным мастером. Исполненный очарования неповторимого индивидуального облика человека, портрет Фаустины свидетельствует о жизненности эллинистической пластической традиции, своеобразно претворенной на почве римской культуры.

Распространенными предметами римского погребального культа являются мраморная урна для пепла (II - III вв. н.э.) и надгробные стеллы из известняка (I - II вв. н.э.). О повествовательном характере римского рельефа можно судить по мраморному детскому саркофагу (II в. н.э.). Рельеф на стенках саркофага изображает борьбу амазонок с римлянами.
В римском разделе экспозиции представлены также различные предметы домашнего обихода: прославленная краснолаковая керамика времен императора Августа с острова Самос, недорогая глиняная посуда, терракотовые статуэтки, маски, светильники, гипсовые украшения саркофагов, предметы из металла и стекла.

Терракоты римского времени сделаны схематично, небрежно, наспех. А между тем многие из них изображают богов. Наиболее почитаемыми всегда были божества плодородия. Протомы – погрудные изображения женского божества – часто представляют богиню царства мертвых Кору. Кибела – Великая матерь богов, богиня материнской силы, «владычица зверей» представлена статуэткой, которая изображает ее торжественно сидящей на троне с культовым символом в руке – черным камнем, подчеркивающим желание предотвратить поражение во 2-ой Пунической войне. Любимец Кибелы - бог-юноша Аттис - страж ее храма изображен в виде всадника на коне.

Экспозиция дает представление о разнообразии греческого и римского искусства, преемственности традиций и основных этапах его развития на примере лучших образцов музейной коллекции древностей.

Рим. II-III вв. н.э.

Урна воина VI когорты Марка Патриция Фирмана
Мрамор. 46.5х31х27.5

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ
УЧРЕЖДЕНИЙ  КУЛЬТУРЫ

153000 Иваново, пр. Ленина, 33
4(932)30-16-41

Посещение 1000-1800, кассы 1000-1715
Выходной день - вторник
и первый понедельник месяца


ГлавнаяМузейЭкспозицияКоллекцииАфиша Посетителям

Использование материалов портала запрещено без письменного одобрения администрации сайта.

©2014 ИОХМ