• МУЗЕЙ
  • ПРОЕКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИИ
  • ЭКСПОЗИЦИЯ
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
  • ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • Афиша
  • История музея
  • Виртуальная коллекция
  • Издания и публикации
  • Музей детям
  • Культурный дневник школьника
  • Контакты
  • Заказать экскурсию

Анонс выставок


Филиалы


ДОМ-МУЗЕЙ
Бориса Ивановича Пророкова
МУЗЕЙ
Александра Ивановича Морозова

Архив новостей  2025 г.


Январь
Апрель
Июль
Октябрь
Февраль
Май
Август
Ноябрь
Март
Июнь
Сентябрь
Декабрь

Экспозиция

Символизм и модерн. 5-зал.

Выставку открывают произведения искусства, созданные на рубеже XIX и XX столетий. Главная задача при создании образа зала – отразить сложный и противоречивый образ эпохи русского культурного ренессанса, когда происходит творческий подъем во всех областях культуры – поэзии, музыке, театре, изобразительном искусстве. Читать/скрыть текст

В искусстве России начала ХХ в тесном симбиозе, во взаимных пересечениях и влияниях «перевариваются» самые разные идеи, направления, стили, течения. Самыми значительными явлениями в русском искусстве были возникшие еще в конце XIX столетия импрессионизм - художественное направление (К. Коровин), символизм - идейно-художественное, религиозно-философское и эстетическое течение (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель) и универсальный стиль эпохи - стиль модерн, который охватил все области, жанры, виды искусства – архитектуру, ДПИ, книжную графику, монументальное, религиозное искусство (Б.Григорьев, С. Коненков).
Начало ХХ столетия называют не только эпохой культурного ренессанса, но и периодом декадентства (декаданса), «упадничества». Художники, поэты, философы проникались пессимистическими, апокалипсическими настроениями, мир виделся им тревожным и неблагоустроенным, ими овладевали предчувствия надвигающихся катастроф. На смену позитивному отношению к действительности, желанию переделать мир к лучшему приходит символизм с его с уходом в фантастику, ирреальность, символику и мистику. Символизм на первый план выдвигает поэтическое иносказание как главный прием творчества, его излюбленные темы - трагическое одиночество и фатальность; недоступная, недосягаемая красота и женственность, ее гибельное очарование; ожидание необычных событий. Отсюда – тяготение к сказочным, аллегорическим, мифологическим сюжетам, или к образам, связанным с воспоминаниями о прошлом или неопределенным предчувствием будущего. Театрализация действительности, переходящая на живописный холст, возрастание интереса к сценографии (Н. Сапунов, С. Судейкин, А. Головин). Наблюдается тенденция к усложнению и рафинированности художественной формы. Это эпоха крайнего индивидуализма в творчестве, эйфории от внутренней свободы творчества, свободы самовыражения в искусстве. В то же время возникают и одновременно существуют множество творческих группировок, художественных объединений («Мир искусства» - К.Сомов, А. Бенуа; «Голубая роза» - Н. Милиоти, М. Сарьян), - каждое из них по-своему определяло роль и место искусства в жизни, искало универсальный стиль эпохи.
Следует особо отметить, что в России культурный ренессанс произошел в атмосфере приближающихся исторических потрясений: от наступления научно-технического прогресса, ломающего привычные представления человека о конструкции мира, до мировых войн и революций, драматическим образом изменивших уклад человеческой жизни, систему ценностей. В связи с этим ключевой момент в создании экспозиции зала: принципиальное включение в привычный музейный художественный ряд (живопись, графика) технических чертежей знаменитого изобретателя Николая Бенардоса (более 200 изобретений; создатель «электрогефеста» - дуговой электросварки; долгое время жил и работал в Лухе). Изобретения связаны с темой войны; именно они в дальнейшем будут определять сознание современников.

Страницы: 1 2

Константин Коровин. 1861-1939

ДЕВУШКА С ГИТАРОЙ. 1914
Из собрания ИОХМ

Аклесандр Бенуа. 1870-1960

ЗАЛ ПАВИЛЬОНА КАТАЛЬНОЙ
ГОРКИ.
1901
Из собрания ИОХМ

Николай Бенардос. 1842-1905

СПОСОБ ПЕРЕПРАВЫ ВОЙСК ЧЕРЕЗ РЕКИ ПРИ ПОМОЩИ ПЛОТОВ ИЛИ МОСТОВ, СОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОБОЗНЫХ КОЛЕС БЕНАРДОСА. Чертеж. 1895
Из собрания Лухского краеведческого музея имени Н.Н. Бенардоса

Михаил Яковлев. 1880-1942

РОЗЫ. 1913
Из собрания ИОХМ

Иосиф Школьник. 1883-1926

NATURE-MORTE. НАТЮРМОРТ С
РОЗАМИ В ГОЛУБОЙ ВАЗЕ.

Начало ХХ в.
Из собрания ИОХМ

Александр Головин. 1863-1930

ИСПАНКА В БЕЛОМ. 1906–1908
Из собрания ИОХМ

Николай Сапунов. 1880-1912

ПАВИЛЬОН В ДВОРЦОВОМ САДУ. 1912
Из собрания ИОХМ

Мартирос Сарьян. 1880-1972

ЛОТОС. 1911
Из собрания ИОХМ

Николай Бенардос. 1842-1905

МИНА, ДВИЖУЩАЯСЯ ВЗРЫВАМИ ПОРОХА. Чертеж. 1890-е
Из собрания Лухского краеведческого музея имени Н.Н. Бенардоса

Николай Милиоти. 1874-1962

ЭСКИЗ К КАРТИНЕ
«ОПЛАКИВАНИЕ» (PIЕTA).
1907
Из собрания ИОХМ

Сергей Судейкин. 1884-1946

ЭСКИЗ ДЕКОРАЦИИ. Начало ХХ в.
Из собрания ИОХМ

Александр Бенуа. 1870-1960

ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМЕДИЯ. 1905
Из собрания ИОХМ

Николай Бенардос. 1842-1905

СЕТЧАТО-МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОЛЕСА. Чертеж.1894.
Из собрания Лухского краеведческого музея имени Н.Н. Бенардоса

Михаил Врубель. 1856-1910

ИГРА НАЯД. 1899
Из собрания ИОХМ

Николай Бенардос. 1842-1905

КОЛЕСА. Чертеж. 1894
Из собрания Лухского краеведческого музея имени Н.Н. Бенардоса

Страницы: 1 2  Экспозиция
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ
УЧРЕЖДЕНИЙ  КУЛЬТУРЫ

153000 Иваново, пр. Ленина, 33
4(932)30-16-41

Посещение 1000-1800, касса 1000-1715
Выходной день - вторник
и первый понедельник месяца


ГлавнаяМузейЭкспозицияКоллекцииАфиша Посетителям

Использование материалов портала запрещено без письменного одобрения администрации сайта.

©2014 ИОХМ