Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Важная задача выставки – сопоставить события, имевшие место в Иванове в XX веке с тем, что происходило в России и в мире, попытаться вписать повседневность реального города в историю страны. В 1920-30-е гг. Иваново (до 1932 г. Иваново-Вознесенск) – молодое, развивающееся пространство с большим потенциалом; город, ритмы которого попадают в унисон с потребностями времени. «Полигон» для воплощения новейших конструкторских, дизайнерских, градостроительных идей, социальных экспериментов. Читать/скрыть текст
К рубежу 1920-30-х гг. все нереалистические направления в искусстве воспринимались враждебно. Новые задачи искусства сводились, во-первых, к тому, чтобы отразить трудовые будни страны, строящей социализм; запечатлеть новых героев; воплотить в искусстве революционную современность («Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью»); во-вторых, быть общепонятным. Изоискусство возвращается к привычным средствам художественной выразительности («Искусство - в массы»).
Два крупнейших творческих объединения этого времени - Ассоциация художников революционной России (П. Соколов-Скаля, Г. Шегаль) и Общество станковистов (А. Дейнека). АХРР утверждала метод художественно-документальной работы; бытописательство - конкретность; этюдно-эскизная «сырая» фиксация (главное – сюжет и тема, а не выразительные средства). ОСТовцы стремились выразить мироощущение советского человека, ощущение радости жизни и созидательного труда, придать искусству энергию и активность. Четкий, лаконичный и при этом экспрессивный художественный язык, приемы графики, плаката, фрески. Монументальные, почти плакатные образы оказывали активное воздействие на зрителя.
В соответствии с духом времени художников влекло стремление отразить в своем творчестве идеи индустриализации. В годы первых пятилеток они шли на производство - трудовые стройки, в цеха фабрик и заводов, творческие командировки в Донбасс, Магнитку, на Урал и пр. Один из ведущих жанров, – индустриальный пейзаж, — широко представлен на выставке (М. Маркичев, Г. Шегаль, М. Пырин, Н. Аввакумов).
В 1929 г. была образована Ивановская промышленная область (ИПО), куда вошли территории современных Ивановской, Ярославской, Владимирской, Костромской областей. По своей экономической мощи ИПО занимала третье место после Московской и Ленинградской областей. Иваново – третья пролетарская столица, главный «текстильный цех» страны. В экспозиции представлены работы целого ряда ивановских художников, запечатлевших наш край в жанрах индустриального и городского пейзажа (Валерий и Нина Родионовы, В. Пахров, Н. Секирин).
Инженерная логика строительных конструкций и сама техника становятся интересными объектами не только для художников, но и для фотографов. Фотография представлена на выставке и как искусство, и как попытка документально запечатлеть события и процессы эпохи социалистического реализма – эпохи строительства нового мира. Фото города Иваново 1920-х – начала 1930-х годов органично включены в визуальный экспозиционный ряд, хроника реальной жизни идентифицируется с художественным стилем эпохи.
Страницы: 1 2 Экспозиция